У Ч И Т Е Л Ь С К А Я

 

 

Карта интересов для младших школьников.

 

Учитель, воспользовавшись данной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одарённости ребёнка.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

 

Инструкция для детей.

 

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках. Ответ на первый вопрос помещайте в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак

«-», если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «+ +».

 

Инструкция для родителей.

 

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребёнка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребёнка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чём говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребёнку, ставьте в клетке - «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «+ +». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

 

Обработка результатов.

 

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

 

1. математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

2. гуманитарная сфера (2-й столбик);

3 художественная деятельность;

4 физкультура и спорт;

5 коммуникативные интересы;

6 природа и естествознание;

7 домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

 

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач, полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

 

Обработка результатов.

 

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых.

Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В том случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой.

Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

 

 

Лист     вопросов.

 

 

  1. Нравится ли решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Нравится ли слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести.
  3. Нравится ли петь, музицировать.
  4. Нравится ли заниматься физкультурой.
  5. Нравится ли вместе с другими детьми играть в различные коллективные игры.
  6. Нравится ли слушать или читать рассказы о природе.
  7. Нравится ли делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Нравится ли играть с техническим конструктором.
  9. Нравится ли изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

10.Нравится ли самостоятельно рисовать.

11.Нравится ли играть в спортивные, подвижные игры.

12.Нравится ли руководить играми.

13.Нравится ли ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными.

14.Нравится ли ходить в магазин за продуктами.

15.Нравится ли слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).

16.Нравится ли играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17.Нравится ли самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18.Нравится ли соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19.Нравится ли разговаривать с новыми незнакомыми людьми.

20.Нравится ли ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами, помогать им, лечить их.

21.Нравится ли убирать за собой книги, тетради, игрушки.

22.Нравится ли конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей.

23.Нравится ли знакомится с историей (посещать исторические музеи).

24.Нравится ли самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

25.Нравится ли читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

26.Нравится ли объяснять что-то другим детям или взрослым людям ( убеждать, спорить, доказывать своё мнение).

27.Нравится ли ухаживать за домашними растениями.

28.Нравится ли помогать взрослым делать уборку в квартире ( вытирать пыль, подметать пол и т.д.).

29.Нравится ли считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

30.Нравится ли знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31.Нравится ли участвовать в постановке спектаклей.

32.Нравится ли заниматься спортом в секциях и кружках.

33.Нравится ли помогать другим людям.

34.Нравится ли работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35.Нравится ли помогать и самостоятельно шить, вышивать, стират

 

Карта интересов ребёнка.

 

Лист ответов.

 

Дата__________.     Фамилия, имя_________________

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35