Карта интересов для младших школьников.
Учитель, воспользовавшись данной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одарённости ребёнка.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
Инструкция для детей.
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках. Ответ на первый вопрос помещайте в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак
«-», если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «+ +».
Инструкция для родителей.
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребёнка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребёнка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чём говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребёнку, ставьте в клетке - «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «+ +». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Обработка результатов.
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
1. математика и техника (1-й столбик в листе ответов);
2. гуманитарная сфера (2-й столбик);
3 художественная деятельность;
4 физкультура и спорт;
5 коммуникативные интересы;
6 природа и естествознание;
7 домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач, полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Обработка результатов.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых.
Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В том случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой.
Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
Лист вопросов.
10.Нравится ли самостоятельно рисовать.
11.Нравится ли играть в спортивные, подвижные игры.
12.Нравится ли руководить играми.
13.Нравится ли ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными.
14.Нравится ли ходить в магазин за продуктами.
15.Нравится ли слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).
16.Нравится ли играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
17.Нравится ли самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
18.Нравится ли соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19.Нравится ли разговаривать с новыми незнакомыми людьми.
20.Нравится ли ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами, помогать им, лечить их.
21.Нравится ли убирать за собой книги, тетради, игрушки.
22.Нравится ли конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей.
23.Нравится ли знакомится с историей (посещать исторические музеи).
24.Нравится ли самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
25.Нравится ли читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
26.Нравится ли объяснять что-то другим детям или взрослым людям ( убеждать, спорить, доказывать своё мнение).
27.Нравится ли ухаживать за домашними растениями.
28.Нравится ли помогать взрослым делать уборку в квартире ( вытирать пыль, подметать пол и т.д.).
29.Нравится ли считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
30.Нравится ли знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
31.Нравится ли участвовать в постановке спектаклей.
32.Нравится ли заниматься спортом в секциях и кружках.
33.Нравится ли помогать другим людям.
34.Нравится ли работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35.Нравится ли помогать и самостоятельно шить, вышивать, стират
Карта интересов ребёнка.
Лист ответов.
Дата__________. Фамилия, имя_________________
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |